Поделиться

 

Наши новости

Применение жетонов в ава-терапии

    Жетоны, как система подкрепления отрабатываемых навыков, широко применяется в ава-терапии. Недаром введение жетонов отрабатывается на самом первом базовом модуле обучения ава-терапии. В качестве жетона может использоваться любой объект (обычно используются яркие однотипные предметы). За каждое желаемое поведение обучаемый получает один жетон, а собрав определенное количество жетонов происходит их обмен на мотивационный стимул. Под мотивационным стимулом в ава-терапии понимается как материальное, так и не материальное поощрение, имеющее большое значение для обучаемого. Это и есть та награда, ради которой даже самый сложный ученик готов выполнять задания педагога.
Плюсы использования жетонов неоспоримы. Прежде всего появляется возможность сократить использование прямых поощрений. Прямое поощрение имеет ряд недостатков:
        •    длительное время реализации (перерыв на еду или игру);
        •    постепенное снижение ценности поощрения в следствия частого использования;
        •    поощрения, которые нельзя использовать слишком часто, например, пищевые стимулы.
Использование жетонов позволяет ава-тераписту значительно увеличить темп занятия, что положительно сказывается на его эффективности.
    Применение жетонов базируется на четырех базовых принципах:
        •    наличие нескольких небольших однотипных предметов – жетонов;
        •    знание мотивационного стимула, на который обмениваются собранные жетоны;
        •    конкретно сформулированное поведение, за которое ребенок получает очередной жетон;
       •    принцип мгновенного поощрения (между желаемым поведением и получением жетона должно проходить минимальное количество времени).
    Методика использования жетонов кажется многим, начинающим практиковать ава-терапию, очень лёгкой в использовании и зачастую это приводит к однотипным ошибкам или сложностям в применении данной системы. В этой статье мы бы хотели разобрать несколько типичных сложностей, возникающих при использовании системы жетонов.

Как вводить жетоны?

    Распространенной ошибкой начинающего ава-тераписта является попытка, показав жетоны, объяснить их смысл и принципы применения. Такой способ может сработать для высокофункциональных детей, но в большинстве случаев введение жетонов должно быть подкреплено небольшими поощрениями. На первом этапе любое желательное поведение должно сопровождаться вручением жетона и незначительным поощрением. Главное, чтобы вручение жетонов и соответственно небольшого поощрения выполнялось с минимальной паузой после выполнения задания. После накопления определенного количества жетонов ребенок должен получить основное вознаграждение.

    Не стоит опасаться сложностей, связанных с последующим введением жетонов без поощрения. Без этого этапа во многих случаях ребенок не сможет связать использование жетонов и получение поощрения.

    На следующем этапе вознаграждение предоставляется после небольшого количества собранных жетонов. Возможно начинать с двух-трех жетонов постепенно увеличивая их количество. Когда все жетоны собраны желательно их наглядно пересчитать и показать, что требуемое число жетонов собрано – получаем поощрение.

Можно ли использовать сложные системы применения жетонов?

    В ава-терапии применяются и более сложные схемы использования жетонов. Например, в случае проявлений нежелательного поведения, возможно изъятие уже выданных жетонов. Применение этой процедуры должно сопровождаться четко определенными правилами при которых происходит изъятие жетона. Виды поведения, за которые происходит изъятие жетона должны быть четко определены. Важно помнить, что процедура наказания всегда должна сочетаться с поощрением.
    Ещё одним вариантом сложной системы использования жетонов является многоступенчатая модель сбора жетонов. Например, за пять собранных жетонов желтого цвета ребенок получает один красный жетон. Собрав пять красных жетонов он получает значимое поощрение. Данная система имеет смысл в случае, когда для получения поощрения требуется собрать значительное количество жетонов. Промежуточные этапы позволяют сократить финальный пересчет жетонов перед получением вознаграждения.

Как выйти из системы поощрения жетонами?

    Основное правило выхода из системы поощрений с помощью жетонов это отсутствие спешки. Прежде чем усложнять задачу необходимо однозначно убедиться, что ребенок уверенно зарабатывает жетоны при существующих сейчас правилах. После этого возможно увеличение интервалов желаемого поведения (1 минута хорошего поведения -> 2 минуты -> 3 минуты) или сложности выполняемых заданий. И конечно необходимо постоянно контролировать этот процесс, возвращаясь назад, если есть необходимость.
    И в заключении хотелось бы отметить, что жетонная система поощрений — это не изобретение ава-терапии, а система, появившаяся много тысяч лет назад. И имя ей деньги. Если внимательно присмотреться, то мы точно также с помощью определенного поведения зарабатываем жетоны (деньги), которые потом обмениваем на различные поощрения. Думается, что никто не будет сомневаться в эффективности этой системы.

+7 (926) 575 93 14
mail@gavan-nadezdi.ru

Статьи