Поделиться

 

Наши новости

Особенности введения карточек PECS (основы АВА-терапии)

pecsПрименение различных методик альтернативной коммуникации широко распространено в АВА-терапии. А любой часто используемый метод всегда сопровождается характерными ошибками, особенно распространенными среди начинающих ава-терапистов. С картоками PECS ситуация осложняется за счёт кажущейся простоты применения метода. Вот несколько наиболее распространенных ошибок:
Подкрепление некоммуникативного поведения.
АВА-терапист не дожидается, когда ребенок проявит инициативу и начинает помогать слишком рано. В этом случае ребенок не связывает передачу карточки с реализацией своего желания. Соответственно не сформируется навык использования карточек в качестве средства коммуникации, либо в лучшем случае осуществление коммуникации будет возможным только с использованием подсказок. Такая ошибка может быть связана с неудачным выбором стимулов (низкая мотивация), либо с чрезмерной торопливостью АВА-тераписта.
Использование ограниченнго ряда стимулов.
Зачастую, АВА-терписты используют исключительно пищевые стимулы, как наиболее высокомотивационные и быстроупотребляемые. Сложность использования непищевых стимулов заключается в необходимости их забирать (что может быть проблемой) и предъявлять снова. Пищевой стимул употребляется по назначению и не требует дополнительной процедуры изъятия. Ограниченный набор стимулов снижает и без того бедный круг интересов аутичного ребенка. Обучение постепенно заходит в тупик.
Совмещение карточек и вербальных реакций
Распространённой ошибкой является попытка скомбинировать произнесение звука и передачи карточки. Некоторые ава-тераписты считают удобным совмещение обучения коммуникации с помощью карточек и произнесению слов. Однако это может оказаться для ребенка непосильной нагрузкой, что впоследствии приведет к полному отказу от использования карточек. Более правильной является параллельная работа над вербальными и невербальными навыками коммуникации с последующим их объединением.
Подкрепление нежелательной формы коммуникации.
Зачастую в попытке ускорить процесс обучения АВА-тераписты подкрепляю неправильные формы передачи карточек. Коммуникация с помощью карточек не является естественной, поэтому зачастую ребенок перестает приносить карточки или вместо передачи карточки подталкивает руку взрослого. Если подобные реакции поддерживать, передавая желаемое, то ребенок со временем перестанет пользоваться карточками.
Зависимость от подсказок
Возникает в случае если АВА-терапист не может дождаться иницативы от ребенка. В этом случае ребенок начинает приносить карточки только после соответствующих вопросов, например, что ты хочешь? или инструкций с просьбой принести карточку. В результате не формируется навык коммуникации и действие с карточкой становится стереотипным.

Подводя итоги хочется отметить, что невзирая на кажущуюся простоту необходимо строго соблюдать протокол и не торопиться! Чрезмерная спешка приведет к закреплению неправильных реакций и весь смысл введения каточек, как средства коммуникации будет потерян.

+7 (926) 575 93 14
mail@gavan-nadezdi.ru

Статьи