Поделиться

 

Наши новости

АВА-терапия реактивные методы коррекции

Как мы уже поняли, из предыдущей статьи реактивные методы не имеют никакого отношения к эффекту реактивной тяги, а их название происходит от слова реакция. Таким образом, в данном случае ава-терапист оперирует не предшествующими поведению факторами и стимулами, а последствиями возникшими, после того или иного поведенческого акта. Ввиду того что данная группа методов фактически является нашей реакцией на поведения она получила название реактивных методов.

Подробнее...

АВА-терапия, разрушители легенд

С тех давних пор, когда знаменитый психиатр Каннер описал основные отличительные признаки аутизма и выделил его в отдельный синдром, увековечив своё имя в истории медицины, прошло немало времени. Сменилось не одно поколение специалистов, появилось и кануло в небытие множество методик и подходов.

Подробнее...

АВА-терапия для аутистов. Центр помощи детям аутистам.

 

Современные родители, как только замечают в своем чаде аутичные черты, в первую очередь обращаются не к специалисту, а к Интернету (веление нашего времени). И, конечно же, вскоре находят это загадочное словосочетание - Applied Behavior Analysis (Прикладной Анализ Поведения), а короче – АВА-терапия или, что встречается во Всемирной паутине гораздо чаще, – ава терапия.

Ава терапия для аутистов – метод, суть которого заключается в описании различных поведенческих мотивов и актов больного ребенка, определений его реакций, которые подкрепляют или, наоборот, ослабляют такое неправильное с точки зрения обычного человека поведение.

Действительно, поведение аутичного малыша почти всегда кажется странным, почти непредсказуемым. Например, он может проявлять панический страх или бурную агрессию в ситуациях совершенно безобидных в нашем понимании, или часами сидеть, погруженным в самого себя. При этом такой ребенок, чаще всего, отказывается взаимодействовать даже с самыми близкими ему людьми, скажем, с мамой или папой, бабушкой или дедушкой.

 

ава терапия для детей аутистовава терапия детям в москвепомощь детям аутистам в москве

 

Тонкости работы с детьми-аутистами в АВА-терапии

В ава терапии в настоящее время выделяют четыре основных вида поведения больного ребенка, непременно выделяют предшествующие этому факторы, различные реакции окружающей малыша среды (в первую очередь это касается близких ему людей), а также всевозможные стимулы, так или иначе способствующие его искаженной поведенческой реакции. Надо сказать, что степень эффективности такого анализа практически всегда зависит от длительной и кропотливой работы специалиста, ведущего наблюдение за аутичным ребенком, собирающего информацию, необходимую для последующей обработки. Причем, в этой сложной работе наряду с ава-терапистом, как правило, участвуют и члены семьи особенного ребенка.

Как говорят опытные специалисты, процесс этот трудоемкий и длительный, однако в процессе такой работы загадочное и непредсказуемое поведение аутичного ребенка раскрывается и приобретает вполне определенный смысл. Конечно, любое поведение аутичного малыша может со стороны показаться искаженным, как, допустим, отражение в кривом зеркале. Однако при определенной практике , человеческие черты можно уловить и потом легко воспринимать даже в этом искаженном отражении. Вот почему ава-терапист в первую очередь старается как можно подробнее и глубоко описать причудливое поведение аутичного ребенка, то есть то, что на самом деле является лишь отражением «кривого зеркала» аутизма.

С этой целью по системе, скажем, VP-MAPP (есть и другие альтернативные системы) проводится тестирование, дабы выявить и описать текущий уровень развития малыша, а также определить актуальные цели дальнейшей работы с ним. Такая программа является руководством для работы специалиста (ава-тераписта) на какой-то определенный срок. В Сети интернет легко можно найти формальные границы этого срока, предлагающие корректировку такой программы раз в месяц. Однако на практике подобную корректировку ава-тераписты проводят, ориентируясь не на формальные сроки, а только на изменения в поведении ребенка, который постепенно приобретает те или иные навыки. Для этого используются специальные чек-листы (тесты), которые специалист заполняет после каждого занятия. Именно они показывают динамику развития больного ребенка, именно они позволяют ава-тераписту корректировать программу, причем очень тонко, эффективно и именно в те сроки, которые подсказывает практика, а не формальные требования.

 

Главное в АВА-терапии – установление тесного контакта с особенным ребенком

 

Процесс, который мы условно называем ава-терапия, имеет четко обозначенные первоначальные цели – установление контакта с таким ребенком, обучение его сотрудничеству со специалистом и близкими родственниками. А это позволяет более быстро и эффективно приобретать им самые необходимые навыки, например, сидеть за столом, продуктивно заниматься любой другой простейшей деятельностью, заменив свое странное поведение на социально приемлемое.

К сожалению, многие родители не понимают этого, они хотят форсировано наверстать задержку в развитии своего малыша, дать ему чуть ли не академические навыки с первого же занятия. А это тупиковый путь.

АВА-тераписты, которые ориентируются на определение текущих приоритетов в развитии такого малыша, считают, что именно навыки, причем любые, способствующие социализации ребенка, являются главными, а не что-то иное. Скажем, его умение пользоваться туалетом куда важнее, чем знание того, что молоко нам дают коровы и козы, ну и так далее. Причем такие простые навыки и укрепление сотрудничества с особенным ребенком всегда ускоряют процесс обучения и освобождения его от аутизма, даже если методы ава-терапии используются частично или вообще не применяются. Ребенок в этом случае легко перерастает эти методы, сама ава терапия отходит на задний план, поскольку он начинает сотрудничать с другими людьми на уровне обычного человеческого общения, то есть практически происходит генерализация коммуникативных навыков.

АВА терапия, не смотря на то, что является наиболее распространенным и даже наиболее действенным методом коррекционной работы с детьми аутистами, продолжает вызывать массу дискуссий и споров, порождать различные мифы и обрастать все новыми предрассудками. Этой теме можно посвятить отдельную большую статью. В этой же мы ограничимся утверждением, что всевозможные страшилки, которые рождаются возле метода ава-терапии, не имеют никакой научной основы.

Все это или устаревшая информация, или следствие непрофессиональной и недобросовестной деятельности отдельных ава-терапистов, которых сегодня стало слишком много – ввиду популярности этого метода. Так что эффективность такой работы зависит только от квалификации и опыта специалиста, поэтому выбирать его нужно с особой тщательностью, а еще лучше – просто обратиться в хороший коррекционый центр, например, в нашу «Гавань надежды».

АВА терапия для аутистов. Мы помогаем!

 

Аутизм. Помощь детям с аутизмом.

Аутизм это загадочное и распространяющееся как инфекция, психическое заболевание. А ведь герои известного мультика говорили, что все вместе с ума не сходят, вместе только гриппом болеют. По последним данным каждый 65 ребёнок в мире страдает в той или иной форме расстройством аутистического спектра. А совсем недавно по официальной статистике это был 1 ребёнок аутист на 120 обычных детей.

Да, конечно, можно много говорить об улучшенной диагностике аутизма, о желании родителей получить помощь по медицинской страховке (естественно это не о России), что может приводить к несколько завышенным результатам. Тем не менее, наши специалисты отмечают, что с каждым годом количество обратившихся за помощью стремительно растёт. И за каждым аутистом стоит сразу несколько сломанных судеб (родители, бабушки, дедушки, братья и сёстры больного ребёнка). По данным статистики в нашей стране ситуация более благополучная, но объясняется это отнюдь не какими то благоприятными факторами или высоким уровнем медицины. Значительный процент родителей стремиться избежать страшного диагноза - аутизм, ведь он устанавливается психиатром, а значит, якобы, оставит клеймо на всю жизнь. Но не оставит хотя бы из чисто меркантильных соображений. Государство не будет выплачивать пенсию по инвалидности, если проблемы со временем ушли. И диагноз, и инвалидность будут сняты очень быстро, даже не сомневайтесь.

В тоже время, пока в нашей стране «совсем немного» детей с диагнозом аутизм , государство не увидит в этом серьёзной проблемы. Оно в любом случае будет стараться её не замечать, но чем внушительней будет официальная статистика, и чем активней буду вести себя родители, отстаивая свои права, тем выше шанс на вмешательство органов власти.

В настоящее время большинство центров, обеспечивающих хоть какую-то коррекционную работу с аутичными детьми, создано по инициативе и зачастую на деньги родителей (по принципу помоги себе сам). А ведь по мере взросления ребёнка появляются новые , всё более сложные проблемы. Специализированную школу или хотя бы класс уже так просто не создашь. И просто собрать аутистов в резервации , это не самый лучший способ решения проблемы. Наиболее эффективной является интеграционная форма обучения, когда дети с аутизмом с помощью тьютера обучаются вместе с обычными детьми. Это даёт им возможность побыть в среде нормотипичных детей и получить порцию здорового общения или хотя бы наблюдения за своими сверстниками. Пока же, большей частью, общение аутистов с ровесниками сводится к обществу себе подобных.

С кого брать пример поведения, свойственного обычному ребёнку? Да склонность к подражанию у аутистов снижена, но ведь не отсутствует полностью. Они, действительно, очень нуждаются в общении с обычными детьми и вопреки распространённым мифам хотят общаться. Немалый опыт наблюдения и взаимодействия с аутистами показывает, что они очень нуждаются в общения, но совершенно не умеют этого делать. Зачастую к ним сложно найти подход, а отсутствие навыков общения компенсируется странным поведением или даже агрессией.

Для многих будет откровением, что существуют гиперобщительные аутисты. Они могут просто-таки измучить своими вопросами или желанием поговорить. Вопросы и темы для общения при этом будут, скорее всего, однотипные, как заезженная пластинка, но для них очень важно получить ваш ответ. Общение в данном случае выступает не способом получения новой информации, а просто увлекательным процессом, имитирующим настоящее общение. А с имитации, как известно, начинается любое обучение.

На самом деле, это очень интересная тема. Различным мифам и предрассудкам, связанным с аутизмом будет посвящена отдельная статья. Зачастую даже дипломированные психологи не могут толком ответить на вопрос - что такое аутизм или отвечают широко-распространёнными клише.

А мы родители аутистов должны помнить, что только объединившись или хотя бы не прячась, мы можем отстаивать свои права на обучение, интеграцию в общество, различные виды помощи и что немаловажно на более терпимое отношение общества к особым детям.

Помощь детям аутистам - наша основная задача.

+7 (926) 575 93 14
mail@gavan-nadezdi.ru

Статьи