Поделиться

 

Наши новости

ABA-терапия для подростков и взрослых

autМы уже неоднократно говорили о различных мифах окружающих ABA-терапию и сегодня хотелось бы рассмотреть очередной устоявшийся стереотип, касающийся работы с более взрослой возрастной категорией. Существует мнение, что ABA-терапия применяется только для детей младшего возраста от 2 до 7 лет. Действительно большинство стандартных программ и тестов рассчитано именно на этот возрастной диапазон. Формирование речевых навыков, выполнение инструкций, имитации, простейшие коммуникации и навыки общения — вот то на что направлены усилия большинства ABA-терапистов.
Однако по мере освоения простейших программ, роста и развития ребенка усложняются цели, программы и методы работы. Одной из особенностей ABA-терапии является система определения актуальных целей, направленных на улучшение социализации и соответственно качества жизни подопечных. В раннем возрасте используются такие системы как ABLLS-R и VB-MAPP, а в подростковом и более старшем AFLS. В системах тестов для старшего возраста наибольшее значение имеют социальные навыки и навыки самообслуживания.
По мере развития ребенка происходит смещение с игровых и речевых навыков в сторону самообслуживания, взаимодействия с реальной жизненной средой. Умения самостоятельно одеваться, приготовить еду или сходить в магазин являются социально значимым поведением, позволяющим повысить качество жизни. Соответственно применение методов ABA-терапии в подростковом и более старшем возрасте позволит человеку жить более полноценной жизнью.
По мере роста меняются не только цели, но и методы, а также среда обучения. Если в раннем возрасте большая часть обучения происходит за столом, то со временем поле для деятельности расширяется до квартиры, а затем выходит за её пределы. Тренинниги на улице, магазине, общественном транспорте, школе или ином учебном заведении занимают все больше времени, а занятия дома не ограничиваются партой, а распространяются на всю квартиру. Уборка, приготовление еды, стирка и прочие навыки хорошо тренируются методом пошагового формирования цепочки поведения, когда одно сложное действие разбивается на последовательность простых операций и каждая из которых отрабатывается отдельно с помощью поощрений и подсказок. Широко используется метод Случайного обучения, когда желательные спонтанные реакции в сложной социальной среде закрепляются с помощью поощрений. ABA-терапия предоставляет широкий спектр различных методов, применение которых возможно в любом возрасте. Хорошо зарекомендовали себя методы обучения на социальных квартирах и домах, обучающие походы в магазины и прочие социальные проекты. В некоторых ABA-центрах более старших аутистов привлекают в качестве тьютеров у младших на групповых занятиях, что также благотворно сказывается на их социализации.
Применение методов ABA-терапии возможно в любом возрасте и в каждом случае она будет давать определённый эффект повышающий качество жизни человека. Главное при этом правильно выбирать цели, среду и методы обучения.

 

 

 

Обращайтесь к нам и мы сможем вам помочь!

АВА-терапия для детей аутистов |  Помощь детям с аутизмом

 

 

Особенности введения карточек PECS (основы АВА-терапии)

pecsПрименение различных методик альтернативной коммуникации широко распространено в АВА-терапии. А любой часто используемый метод всегда сопровождается характерными ошибками, особенно распространенными среди начинающих ава-терапистов. С картоками PECS ситуация осложняется за счёт кажущейся простоты применения метода. Вот несколько наиболее распространенных ошибок:
Подкрепление некоммуникативного поведения.
АВА-терапист не дожидается, когда ребенок проявит инициативу и начинает помогать слишком рано. В этом случае ребенок не связывает передачу карточки с реализацией своего желания. Соответственно не сформируется навык использования карточек в качестве средства коммуникации, либо в лучшем случае осуществление коммуникации будет возможным только с использованием подсказок. Такая ошибка может быть связана с неудачным выбором стимулов (низкая мотивация), либо с чрезмерной торопливостью АВА-тераписта.
Использование ограниченнго ряда стимулов.
Зачастую, АВА-терписты используют исключительно пищевые стимулы, как наиболее высокомотивационные и быстроупотребляемые. Сложность использования непищевых стимулов заключается в необходимости их забирать (что может быть проблемой) и предъявлять снова. Пищевой стимул употребляется по назначению и не требует дополнительной процедуры изъятия. Ограниченный набор стимулов снижает и без того бедный круг интересов аутичного ребенка. Обучение постепенно заходит в тупик.
Совмещение карточек и вербальных реакций
Распространённой ошибкой является попытка скомбинировать произнесение звука и передачи карточки. Некоторые ава-тераписты считают удобным совмещение обучения коммуникации с помощью карточек и произнесению слов. Однако это может оказаться для ребенка непосильной нагрузкой, что впоследствии приведет к полному отказу от использования карточек. Более правильной является параллельная работа над вербальными и невербальными навыками коммуникации с последующим их объединением.
Подкрепление нежелательной формы коммуникации.
Зачастую в попытке ускорить процесс обучения АВА-тераписты подкрепляю неправильные формы передачи карточек. Коммуникация с помощью карточек не является естественной, поэтому зачастую ребенок перестает приносить карточки или вместо передачи карточки подталкивает руку взрослого. Если подобные реакции поддерживать, передавая желаемое, то ребенок со временем перестанет пользоваться карточками.
Зависимость от подсказок
Возникает в случае если АВА-терапист не может дождаться иницативы от ребенка. В этом случае ребенок начинает приносить карточки только после соответствующих вопросов, например, что ты хочешь? или инструкций с просьбой принести карточку. В результате не формируется навык коммуникации и действие с карточкой становится стереотипным.

Подводя итоги хочется отметить, что невзирая на кажущуюся простоту необходимо строго соблюдать протокол и не торопиться! Чрезмерная спешка приведет к закреплению неправильных реакций и весь смысл введения каточек, как средства коммуникации будет потерян.

Особенности работы над развитием речи у детей с расстройством аутистического спектра.

zapusk rechi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробнее...

+7 (926) 575 93 14
mail@gavan-nadezdi.ru

Статьи